Pure Baduizm
Друзья, 26 февраля 1971 года появилась на свет американская соул-дива Эрика Баду (Erica Abi Wright)! Эрика с детства была недовольна своим именем, считая его “рабским”, и стала писать Erica как Erykah – частица kah на языке одного африканского племени означает погружение в свой внутренний мир. Фамилия Badu пришла оттуда же – так в республике Гане называют каждого десятого родившегося ребенка.
Эрика вместе с мамой, братом и сестрой жила в Далласе (штат Техас). Её воспитанием занималась в основном бабушка – именно она записала на домашний магнитофон первое вокальное выступление 3-летней Эрики. Она же научила девочку пользоваться этим чудом тогдашней техники, правда, кроме церковных гимнов ничего записывать не разрешала. Первую песню Эрика сочинила в семь лет. А ее дебют на сцене состоялся во втором классе – в школьной пьесе она вызвалась исполнить роль мальчишки-хулигана. Тогда она и почувствовала, что нет ничего интересней сцены.
Она росла на фанке и соуле 70-х – Чаки Хан, Стиви Уандера, Марвина Гэя, потом увлеклась хип-хопом, постоянно что-то сочиняла, рифмовала и при каждом удобном случае читала рэп (выступая под именем "MС Apple"), а в юности влюбилась в джаз. Достигнув нужного возраста, девушка пошла учиться в Далласскую школу искусств, а чуть позже, закончив обучение, поступила в университет, однако за год до выпуска ушла оттуда и устроилась работать учителем сценического мастерства в родном городе.
Вместе со своим кузеном Робертом «Фри» Брэдфордом Эрика создала дуэт под названием «ErykahFree» – они выступали в местных кафе и клубах. На одном из таких концертов ей и улыбнулась удача – её заметил соул-певец D’Angelo, который как раз работал над дебютным альбомом, и познакомил их со своим менеджером Кедаром Массенбургом (Kedar Massenburg). Вокал Эрики его впечатлил. Он тут же предложил певице записать пробный дуэт с D’Angelo. Записанная вместе с ним кавер-версия песни Марвина Гая и Тамми Террел «Precious Love» предназначалась для саундтрека к фильму 1996 года «High School High». Песня понравилась слушателям, и певица получила сольный контракт с лейблом "Kedar Entertainment", созданным самим Массенбургом.
Вскоре Массенбург уже занимался продюсированием дебютного альбома Эрики «Baduizm», к созданию которого привлек известного басиста Рона Картера (Ron Carter) и хип-хоп группу "The Roots". Старт получился стремительным, альбом моментально стал хитом номер один в чарте ритм-н-блюза и отметился на второй строке Billboard 200. Голос Баду, в котором современники слышат и Билли Холидей, и Нину Симон, и Дайану Росс, пел о любви и вере, о судьбе афроамериканцев, о проблемах современных женщин. В феврале 1998 года Баду прибыла на церемонию вручения "Grammy", с которой унесла два почетных трофея. Диск «Baduizm» был назван лучшим ритм-н-блюзовым альбомом года, а сингл «On & On» победил в номинации «Лучший женский вокал в жанре R&B». Эрика поехала в тур с группой "Wu-Tang Clan", отметилась на пластинке рэппера Busta Rhyme и к концу года выпустила концертный альбом, названный просто и без претензий – “Live”. На обложке она позирует с крыльями бабочки и в тюрбане. Этот головной убор в течение какого-то времени был символом певицы. “Тюрбан – одежда королевы, а я ведь королева, – заявляла она. – Кроме того, тюрбан показывает окружающим, что его владелицу нужно уважать. Поэтому я всегда ношу его”. Одевалась Баду всегда, к слову сказать, как инопланетянка: могла появиться на сцене в дырявых джинсах и футболке, а могла закутаться в сари или народный наряд какого-нибудь африканского племени.
В том же 1998 году у Эрики родился сын, мальчика назвали Seven (“магическое число, которое поможет ему в жизни”). Отсюда же начинается и её актёрская карьера: певица снялась в фильме «Правила виноделов», удостоенном премии «Оскар», а второй работой в кино стал фильм «Братья Блюз 2000».
В 2000 году выходит альбом «Mama’s Gun», который благополучно поднялся на 11 строку рейтинга Billboard 200 и не покидал чарты больше года. Записывался он в студии покойного Джими Хендрикса, а среди треков присутствовал душещипательный дуэт с сыном Боба Марли Стивеном “I’m In Love With You”. С новой концертной программой Эрика, во-первых, проехалась по крупнейшим городам Соединенных Штатов, во-вторых, поучаствовала во множестве фестивалей, в том числе и джазовых. Диапазон и шикарный тембр ее голоса позволяли молодой певице справляться с самым сложным джазовым репертуаром. В чем лишний раз убедились 25 тысяч зрителей джазового фестиваля в Кейптауне (Южная Африка) в марте 2002 года.
В 2003 году Баду вернулась с новым альбомом "Worldwide Underground": диск стартовал в поп-чарте с третьей строки и стал вторым номером в ритм-н-блюзовом рейтинге. Летом этого же года коллекция наград певицы пополнилась тремя премиями "Soul Train Lady Of Soul Awards", среди которых была и специальная награда "самой интересной артистке года" – "Aretha Franklin Award" 2003. А потом – рождение дочери, основание благотворительного центра обучения детей искусствам "Beautiful Love Incorporated Non Profit Development" (сокращенно B.L.I.N.D.). Эрика сама снимает свои клипы, ставит концертные шоу, участвует в показах модельера Тома Форда и пропагандирует веганство – по ее мнению, это “пища для души” (soulfood).
Сейчас у певицы уже трое детей (в начале 2009 года она родила девочку) и четыре альбома. Её последние альбомы – «New Amerykah Part One (4th World War)» и «Part Two (Return of the Ankh)». Как говорит сама певица, первая часть являлась своеобразным “левым полушарием мозга” – песни из нее были посвящены социальным и около политическим темам. Часть вторая, по логике вещей, будет “правым полушарием” – и здесь уже никакой политики: только лирика, только чувства, только поток сознания.
«Я буду упорно работать как артистка и как певица, чтобы выжить в этом мире, – говорит Эрика. – Буду играть в кино, потому что людям нравится, когда певицы снимаются в фильмах, особенно если они хорошие актрисы. Буду сама снимать видео. Пользуясь своей хореографической подготовкой, открою танцевальную школу. А в перспективе и школу искусств».
Ландыш Рифовна
#ErykahBadu #JazzCalendar #Soul #RnB #ЛандышАхметгараева #JazzVocal #26FebruaryJazz